Вчера

Ольга Костюкевич: «Когда увидела, сколько людей нас встречает в аэропорту — не сдержала слёз»

Либеро калининградского «Локомотива» Ольга Костюкевич в интервью Legalbet рассказала о победах в чемпионате и Кубке России, решении переехать в Калининград и выступлении за сборную России

- Какие впечатления от спаррингов с Беларусью?

- Хорошие впечатления не только от матчей, но и от всего цикла сборов нашей национальной команды. Было не так много времени, всего неделя — но всё равно успели опробовать какие-то тренерские идеи и наработки. Лично я довольна тем, какой волейбол мы показали в контрольных матчах. Сейчас август, понятно, что все абсолютно в разной форме. Кто-то вообще не трогал мяч, кто-то под большими нагрузками, все в разных стадиях. Но тренерскому штабу удалось привести всех нас к более-менее общему знаменателю - и мы показали неплохой волейбол. Во всяком случае — для августа.

- Либеро не так часто достаются призы лучшим игрокам матчей. Приятно было? И что представлял собой приз?

- Конечно, всегда приятно получать индивидуальные награды. Здорово, когда замечают твой вклад в командные успехи, отмечают твою игру в каком-то хорошем ключе. Подарили красивую статуэтку и пушистый плед. Мне, кстати, в прошлом году вручили похожую награду, когда играли против Беларуси под руководством Юрия Маричева (смеётся). Так что начинаю собирать коллекцию.

- Вы ещё и стали лучшим либеро последнего Кубка России. Вообще, много у вас индивидуальных призов? Понятно, что волейболисту вашего амплуа получать такие награды сложнее, чем игрокам атаки. Не бывает обидно?

- Да, именно звание MVP турнира либеро не достаётся почти никогда. Мы делаем чёрную и мало кому заметную работу. Но эта работа крайне важна!

- Вы же играли также в доигровке. Что приятнее — вытащить в защите мёртвый мяч или забить через тройной блок?

- (Смеётся). Мне всегда очень нравилось забивать! Я с детства люблю атаковать. Всегда хотела играть в нападении. Но в какой-то момент карьеры пришлось перестраиваться. Мой рост — 180 сантиметров, по волейбольным меркам это немного. И с точки зрения какого-то развития карьеры эффективнее было выступать в роли либеро. Либеро, кстати, более «долговечные» в сравнении с полевыми игроками. Не нужно постоянно прыгать, меньше нагрузки на связки голеностопов и коленей. И плечом не нужно постоянно размахивать. Нагрузка на игроков атаки выпадает очень большая. Часто за один розыгрыш нужно бить по мячу три или четыре раза. А каждый удар — это предварительная работа в защите, потом разбег. Прыжок… Ох, только не подумайте, что мне лень прыгать! Мне, повторюсь, всегда очень нравилось играть в атаке. Но объективно позиция либеро подходит мне больше.

- Переход в «Локомотив» произошёл очень быстро, в разгар сезона. Не было опасений, что сядете на банку? Ну или точнее — встанете в квадрат? Всё-таки калининградская команда гораздо сильнее «Протона».

- Естественно, я ехала в «Локомотив», чтобы играть. Я понимала, что меня зовут не просто помочь в тренировочном процессе — а рассчитывают на мою помощь в играх. И я сама в середине сезона уходила из команды, в которой стабильно стояла в старте, не для того, чтобы сидеть на замене. Изначально настраивалась на то, что буду в основе. И Андрей Геннадьевич (Воронков, главный тренер «Локомотива» — Прим. редакции) сразу, на первой же тренировке, мне сказал, что рассчитывает на меня как на игрока стартовой шестёрки. Ну то есть учитывая моё амплуа — стартовой семёрки. Андрей Геннадьевич сказал: «Вливайся как можно скорее. У тебя есть время на адаптацию, но совсем немного, около месяца. До плей-офф». Поэтому постаралась влиться как можно быстрее. Понятно, что у «Локомотива» совсем другие цели, если сравнивать с «Протоном». Задачи калининградского клуба — последовательно проходить все стадии вплоть до финала. И это очень сильно закаляет тебя и твою психику. После этого на площадке уже ничто не страшно.

- Обычно либеро — главный эмоциональный моторчик в команде. А в ваши обязанности на площадке входит «давать эмоцию», заряжать партнёрш уверенностью и позитивом?

- Я, кстати, не согласна, что именно либеро — всегда самые эмоциональные игроки команды. Посмотрите на Диму Волкова, например! Что касается меня лично — просто все уже привыкли, что от меня постоянно идёт этот выброс энергии. И иногда случается так, что я сама чуть-чуть потухну — а партнёрши всё равно ждут от меня эмоций: «Оль, давай, хотя бы ты подзаведи команду, сделай что-то». То есть целенаправленно тренер, конечно, не говорит мне на предматчевой установке: «Оля, ты должна больше всех радоваться и эмоционировать». Но уже так сложилось, что это как бы подразумевается само собой. Тем более я же ещё и капитан — поэтому в любом случае должна всегда держать команду в позитивном тонусе. Вообще, почти все тренеры просят всех игроков не сдерживать эмоции. Чем эмоций больше — тем лучше. Главное — чтобы они были направлены в правильное победное русло. Спорт - это же вообще в первую очередь именно про эмоции.

- Был у вас в «Локо» какой-то конкретный матч, когда вы окончательно поняли, что вы не просто игрок старта, а один из важных столпов, на которых стоит командная игра?

- Очень тяжёлыми стали первые две игры с Казанью в финале. Ты пытаешься завестись — а у тебя ничего не получается. Они у нас не слишком получились, вся команда потерялась. Наверное, имел место определённый физический и эмоциональный спад после тяжелейшей пятиматчевой серии с «Ленинградкой». Плюс — постоянные перелёты. Мы действительно отдали очень многое в том полуфинале. Но потом в третьей партии третьего матча финала сумели воспрять и проявить характер. Именно это стало точкой какого-то перелома и преображения.

- Казань в прошлом сезоне была в полнейшем порядке. До плей-офф проиграла всего один матч, как раз «Локомотиву». Для «Динамо-Ак Барс» та игра не имела турнирного значения — но можно сказать, что тот победный опыт помог потом «Локо» в финале? Что появилось осознание, что даже такую крутую Казань можно брать?

- Я в том матче участия ещё не принимала. Но когда смотрела эту игру — то понимала, что единственной командой, которая может победить Казань, является именно «Локомотив». Нет ничего невозможного. Не думаю, что в финале кто-то из девчонок особенно про тот матч вспоминал. Но рук в любом случае никто не опускал даже после двух поражений на старте финальной серии и счетов в партиях вроде 10:25. Не было такого, что мы сейчас быстренько отстоим третий матч и пойдём получать свои серебряные медальки. «Локомотив» — очень амбициозная и зубастая команда. Просто так победу отдавать не собирались. При этом, конечно, «Динамо-Ак Барс» — замечательная команда, в которой собраны очень высококлассные игроки. И легионеры, и наши русские девочки — все топовые. Но сложилось так, что та третья партия в третьем матче стала переломной. Не знаю, что это было — судьба, удача, волшебство… После таких побед начинаешь верить в магию и что-то потустороннее. Затем мы на кураже уверенно, со счётом 3:0, забрали четвёртую игру. И в Казань летели с настроем оставить себя полностью на площадке — но вернуться в Калининград с золотыми медалями. У нас появилась уверенность в своих силах. Момент определённой растерянности, который был после двух поражений, полностью ушёл.

- Какие испытывали эмоции после завершения пятого матча финала?

- Я поначалу не могла осознать, что всё закончилось! Выигран последний розыгрыш, свисток судьи, мы чемпионки, все бегут обниматься. А я стою такая: «Как, это уже всё?» Просто не могла поверить, что всё действительно завершилось. Ты просто теряешься в этом бесконечном круговороте игр… Потом, конечно, были и обнимашки, и слёзы счастья.

- В этом сезоне победитель Кубка России определялся уже после завершения чемпионата России. Было принципиально положить золотые медали в чашу кубка и доказать всем скептикам, что победу в Суперлиге «Локомотив» добыл сам, а не благодаря травмам соперниц?

- Конечно, было очень большое такое желание. Но при этом играть за Кубок уже после завершения чемпионата России было непривычно — и эмоционально, и физически. Психологически все привыкли после завершения чемпионата уходить в отпуск. Спортсмены все силы и все эмоции отдают в финале — а потом через пару недель снова надо эти силы и эмоции где-то изыскивать. Победителя Кубка надо выявлять всё-таки до завершения чемпионата России. В декабре под Новый год — или в другое какое-то время, когда игроки ещё свеженькие. В «Финале шести» мы смотрелись очень уверенно. До финального матча с Казанью в трёх матчах отдали всего один сет. Только в одной партии в Краснодаре чуть расслабились и потеряли концентрацию. Ну и сам финал против «Динамо-Ак Барс» провели на уверенности и на втором дыхании.

- Что скажете о калининградских болельщиках? Волейбол в России не везде популярен, но на домашних матчах «Локомотива» — очень частые аншлаги и потрясающая атмосфера.

- Да, очень уникальный в этом смысле город. Я, честно сказать, когда ехала в «Локомотив», немного переживала из-за возможной реакции калининградских болельщиков. Всё-таки у нас были очень мощные зарубы в плей-офф 2024 года против «Локо», а я — один из лидеров принципиального соперника. И поначалу хейт со стороны болельщиков моей новой команды тоже имел место. Но я ехала в Калининград с определённой целью — доказать своей игрой, что могу приносить пользу топовым командам. И отношение местных любителей волейбола ко мне достаточно быстро изменилось. Вскоре ко мне стали относиться тепло и душевно. Когда подходишь после игры к калининградскому фан-сектору — ощущения очень крутые! Да и в принципе, когда ты после матча раздаёшь автографы, фотографируешься с болельщиками — все на позитиве и на положительных эмоциях. Очень сильно меня растрогало, сколько людей приехало в аэропорт встречать нас после победы в финале чемпионата России. Я подобного не видела никогда! И даже представить себе не могла, что в нашем волейболе подобное возможно. Честно признаюсь — даже расплакалась. Было невероятно приятно осознавать, что у нас столько болельщиков, что им настолько важно то, что мы делаем. Спасибо им огромное! В такие уникальные моменты ты понимаешь, что не зря играешь в волейбол, что ты играешь именно для людей и являешься для них источником радости и положительных эмоций.

Полностью интервью с Ольгой Костюкевич читайте здесь